You are here

Что такое цифровые токены

Этот термин широко применяется в разных сферах, но в мире финансов его используют для обозначения «заменителя денег». Это определение идеально походит для того, чтобы объяснить, что такое цифровые токены. Система Bitcoin и другие криптовалюты используют такие электронные жетоны для реализации трех типов задач: кредитование, продажа акций и монетизация дополнительного сервиса для пользователей сети. В этой статье мы подробно рассмотрим все эти аспекты, а также способы получения такой внутренней валюты. Начнем с классификации.

Виды цифровых токенов

Оригинальный протокол Bitcoin не поддерживает возможность выпуска ценных бумаги или предоставления каких-либо сопутствующих услуг. Однако владельцы форков – новых видов криптовалюты на основе биткоинов, могут свободно использовать токены. Они выполняю функции внутренней платежной единицы или акций. Такой маркетинговый ход вписывается в концепцию децентрализованной бизнес-модели и позволяет добиться гибкости в решении многих финансовых вопросов. Для некоторых видов криптовалют продажа токенов – один из основных видов монетизации и единственный способ получать доход от предоставления услуг по обслуживанию бесплатной блокчейн сети Bitcoin. Электронные жетоны можно купить или получить – все зависит от их функций.

Токены приложений

Они используются для оплаты внутренних сетевых сервисов проекта. Жетоны могут открывать доступ к расширенному функционалу, дополнительным возможностям по построению и настойке приложений в распределенной сети хранения файлов. Не стоит путать токены приложений (Appcoins) и саму криптовалюту. К примеру, в сети Steemit цифровые жетоны можно получить, публикуя контент, занимаясь популяризацией проекта или создавая другие ценности. В такой бизнес-модели бесплатные аппкойны выступают в качестве реферальной награды. Токены Биткоин, Sia или Эфириум можно заработать, только занимаясь майнингом. Электронные жетоны во многих виртуальных платежных системах фигурируют в блокчейне, а значит их можно свободно купить, продать или обменять на другу криптовалюту на бирже. Их оборот регламентируется основным протоколом, но не так жестко, как в случае с монетами.

Кредитные токены

Еще одна функция такой платежной единицы – инвестирование фиатных средств в криптовалютный проект с высокими показателями ликвидности. К примеру, пользователи могут купить кредитные токены Steem Dollar (SD) и получить 10% годовых от суммы займа. Сеть Steemit принимает от пользователей платежи в собственной криптовалюте и в обычных деньгах, но проценты выплачивает в SD. Фактически, владельцы проекта не тратят собственных денег, обеспечивая доход инвесторов, но получают средства на развития сети. Пользователи тоже ничем не рискуют, если ликвидные цифровые ценности легко продать на бирже. В бизнес-модели таких криптовалют, как Steemit токены играют очень важную роль. Поэтому их выпускают сразу два вида: на 10% годовых и на 100% (такие жетоны нельзя продавать в течение 2 лет).

Токены-акции

На рынке IPO каждый год появляются десятки первичных коммерческих предложений, ждущих своих инвесторов. Когда речь идет о брендах, предлагающих традиционные товары и услуги, то гарантией успешной кампании по выпуску акций в свободное обращение является только положительная репутация. Из-за высокой конкуренции у владельцев проектов на рынке криптовалюты нет нескольких лет, чтобы укреплять свои позиции. Поэтому они с первых дней организации работы распределенной сети блокчейн начинают продажу токенов-акций, которые становятся источником стартового финансирования. Это необычная стратегия, но на примере Биткоина и других криптовалют можно увидеть, что она эффективна. К новой децентрализованной бизнес-модели такого типа неприменимы устоявшиеся законы инвестирования.

Токены-акции дают необходимые средства для построения сети и инфраструктурных разработок. Вера инвесторов в перспективность конкретного проекта конверсируется в дивиденды. Для получения дополнительно сервисного обслуживания клиентам крипто-акции не нужны. Цель получения таких токенов – процент от дохода или часть комиссий за транзакции всей криптовалюты в конкретной платежной системе. Чаще всего прибыль инвестора не превышает 3,5-4%.

В редких случаях виртуальные ценные бумаги являются долями, а также дают право их держателям голосовать за инвестиционные инициативы в компании или самостоятельно выносить предложения на рассмотрение акционеров. Самый яркий пример Digix – проект на базе криптовалюты Ethereum, где количество голосов пропорционально пакету токен-акций.

Предварительная продажа

В зависимости от динамики развития и экономической стратегии, конкретная криптовалютная сеть может комбинировать различные виды токенов. К примеру, Steemit использует все категории, а классический Биткойн и Эфириум – только аппкойны.

Больше значение также имеет законодательная база, поскольку выпуск и продажа токенов – вид деятельности, который во многих странах не подпадает ни под одну юрисдикцию и не регулируется. Bitcoin, другие виды криптовалют и внутренние платежные средства сети в некоторых государствах не считаются ценными бумагами. Тем не менее, используя тест Хоуи для классификации активов, можно определить, что токены-акции попадают под это определение. Вот список некоторых характерных признаков:

  • средства, полученные от предварительных продаж, инвестируются в общее предприятие;
  • владелец ожидает получение прибыли;
  • основная функция материальных активов – инвестирование;
  • прибыль владельцу приносит третья сторона.

Если предварительная продажа токенов соответствует этим критериям, выпуск таких активов в свободное обращение регламентируется национальным законодательством. Некоторые специалисты в сфере экономики даже склонны полагать, что распространение цифровых жетонов стоит классифицировать, как эмиссию криптовалюты и ценных бумаг. Сегодня SEC и контролирующие органы разрабатывают ряд уточнений к существующим законодательным актам, такие поправки позволят регулировать блокчейн, как трансфер-агент.

Процесс продажи токенов, в какой-то мере, противоречит классическому протоколу Bitcoin, но значительно расширяет возможности по развитию децентрализованной платежной системы. Особенно на начальном этапе существования нового проекта. Многие игроки на рынке считают такой компромисс оправданным, учитывая, что оригинальной структуре не хватало именно гибкости и возможностей для масштабирования.